Печати на Руси в XII - XV вв.

изготовление печатиС принятием христианства на Руси на обороте печати стали размещать не только родовые княжеские знаки или фигуру самого князя, но и изображение святого покровителя княжеского рода. Так, на печати Александра Невского (конец XII века) на лицевой стороне изображен сам князь на коне, а на обороте - святой Феодор Стратилат, поражающий дракона.

По мере развития делопроизводства в Древней Руси появляются церковные печати, используемые и в личной переписке, и в документах, связанных с передачей имущественных прав. С одной стороны печати изображалась Богоматерь - символ Церкви, с другой - имя архиепископа и название прихода.

В древнерусских центрах - Новгороде и Пскове использование печатей было особенно активным. В Новгороде правом удостоверения документов обладало вече: известна "Печать Великого Новгорода", которая была изготовлена для органа местного самоуправления. Псковские печати, скреплявшие документы о правах землевладения, принадлежали наместнику владыки, то есть были в ведении церковной власти, поэтому на псковских печатях обязательным было изображение Богоматери и Голгофского креста.

В XIV-XV веках распространяются анонимные печати, использовавшиеся в сделках с землей и другими видами собственности (в завещаниях, дарственных, купчих и других документах). Печати постепенно становятся важным элементом повседневной деловой жизни средневековой Руси.

Распространенной формой печати вплоть до XVI века по-прежнему остается "вислая" печать, изготовление печати этой требовало применения буллотириев - щипцов с матрицей для создания оттиска на металле. Археологические раскопки в Пскове обнаружили новую тенденцию в изготовлении печатей: использование воска, на котором ставился оттиск. Восковые печати были проще в изготовлении и дешевле, чем металлические, и это показательное нововведение свидетельствует о более широком распространении печатей.