Печати и штампы на Новослободской - Менделеевской - Савеловской

Печати и штампы на Новослободской - Менделеевской - Савеловской

Возраст Бутырского района совсем небольшой - он появился на карте Москвы в июне 1991 года, когда было утверждено новое административное деление столицы. Однако история его исчисляется многими столетиями...
С незапамятных времен в окрестностях Москвы простирались широкие поля, отделявшие город от мелких селений, за которыми с давних пор закрепилось название «бутырки». Одна из таких пригородных деревень под названием Бутыркино находилась возле древнего пути в город Дмитров (сейчас здесь располагается Бутырская улица) и принадлежала боярину Никите Романовичу, внуку первого царя из рода Романовых. В 1623-1624 годах ее унаследовал сын, боярин Иван Романов. Деревня была небольшой: она насчитывала всего лишь два крестьянских двора. Спустя два десятилетия здесь уже разместились десять дворов и деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1667 году в Бутыркино заселяется старейший на Руси Бутырский полк, позднее принимавший участие в Крымском, Азовском, Чигиринском походах, а также в Полтавском сражении. В мирное время огороды слободы пестрели овощами и зеленью, выращенными солдатами. Также воины зани-мались различными ремеслами, освобожденные от торговых пошлин держали лавки. В конце XVII века полком командовал генерал и контр-адмирал шотландец Патрик Гордон, большой любимец Петра. Сам монарх, кстати, тоже бывал в Бутыркино: он останавливался здесь в декабре 1704 года перед въездом в Москву, где устраивался триумф в честь взятия Ивангорода, Нарвы и Дерпта.
В середине XVIII столетия кольцо улиц Камер-Коллежского вала вплотную приблизилось к поселению, и возникла необходимость создания таможенной границы Москвы — так появилась Бутырская застава, отделившая слободу от Первопрестольной. Вскоре после этого полк перевели в Смоленск, а саму слободу с 262 дворами военнослужащих и 94 дворами «разночинческих» военное ведомство передало в ведение полиции. Позже она была включена Сенатом в состав города - ее причислили к 5-й Сущевской части, разбили на два квартала и поставили здесь будки.
В начале XIX века слобода, состоящая из 134 домов, располагалась на 807 га земли, принадлежащей церкви Рождества Богородицы, а из прудов села брала свои истоки речка Неглинка. По окончании войны 1812 года слободу, равно как и Дмитровскую дорогу, начинают заселять дачники, среди которых немало известных имен, например, князь Долгорукий, Николай Бестужев, княгиня Репнина. В 1820 году на Бутырской местности по протекции князя СИ. Гагарина и московского генерал-губернатора князя Д.В. Голицына основалась учебно-опытная база Московского высшего зоотехнического института «Бутырский хутор». С тех пор все желающие могли посещать земледельческую школу, где приглашенные ученые-специалисты увлекательно повествовали о новых методиках ведения сельского хозяйства. Вскоре хутор пополнился свеклосахарным заводом, школой дубления овчин и опытной пасекой. На базе института в 1865 году состоялось открытие Петровской земледельческой и лесной академии, известной сейчас, как академия им. К.А. Тимирязева.
С появлением учебного заведения население стало увеличиваться, оживилось дачное строительство. Все эти факторы привели к тому, что в 1886 году от Бутырской заставы до академии был пущен первый паровой трамвай (маленький паровоз с пятью вагончиками), а три года спустя его сменил электрический. Маршрут пролегал от современной Пушкинской площади, через Бутырскую заставу, по улице Масловка в Петровский парк. Кстати, на этом маршруте в 1914 году работал кондуктором Константин Паустовский.
На рубеже ХГХ и XX веков возле заставы состоялось открытие Бутырского вокзала с железнодорожным полотном до Верхней Волги длиною 130 км - детища известного мецената и предпринимателя Саввы Мамонтова. Место для строительства было выбрано не просто так: планировалось, что это будет грузовая дорога, по которой бесперебойно пойдет товар с Волги от перевалки у села Савелово в Мос-кву (позднее вокзал был переименован в Савеловский). Однако впоследствии здесь стали совер-шаться исключительно пассажирские перевозки. Кроме вокзала, товарной станции и депо был во-зведен целый ряд служебных, хо-
хозяйственных и жилых построек, а также благоустроена и сама площадь Бутырской заставы.
Революция 1917 года внесла свои коррективы и в жизнь Бутырской слободы. Научная база «Бутырский хутор» была передана Московскому высшему зоотехническому институту, а в 1920-х годах на месте слободы появился совхоз «Бутырский хутор».
В послевоенное время на территории совхоза началось массовое строительство жилых зданий, в конце 1950-х - начале 1960-х годов возникли новые улицы (Гончарова, Милашенкова, Фонвизина, Руставели, Яблочкова, Добролюбова).
В последние годы район Бутырский является одним из самых благоприятных для проживания районов Северо-Восточного округа. Современный жилищный фонд, хорошая инфраструктура, удобная транспортная доступность привлекают горожан. Недаром сейчас здесь население района составляет свыше 50 тысяч человек.
Ксения ДОБРОЛЮБОВА